К ПРАЗДНИКУ ЖАТВЫ

Некогда, ещё до рождества Христова, трижды в год (Исх.23:22) мужчины всего Израиля сходились в Иерусалим, чтобы исполнить повеление Божье. Сильные земли (мужчины) собрались засвидетельствовать, Кто является истинной причиной их благополучия. Разные по характеру, социальному положению и материальному достатку были объединены совместным поклонением Единому Богу, которое было способно стереть любые межличностные барьеры. Этих мужей характеризовали не только суровое лицо и мускулистое тело, но вера в сердце и истина, полученная через Писание. Впору сказать, что религиозность это не есть нечто принадлежащее только женщинам, как считает современный заблуждающийся «сильный пол», а удел правильно сложенных мужчин как мы это видим из истории. В стратегическом плане вышеупомянутое собрание было безрассудством в масштабах всей страны. Все мужчины оставляют свои семьи, селения и невооружённые собираются в одном месте, в то время как вокруг страны полно врагов! Но именно так народ Божий выражал своё доверие конкретному обещанию Бога защитить народ, если тот будет единодушно поклоняться Ему (Исх.34:23,24).

Дни выражения Богу всеобщей признательности назывались праздниками. Приятно осознавать, что идея праздников и выходных дней принадлежит Богу. Он не просто разрешил отдыхать, но повелевает это делать, причём со вкусом. Очевидно, тому есть две причины. Первая заключается в том, что Бог заботился о том, чтобы народ не был изможден и чаще отдыхал. Другая же причина в том, что когда руки держатся за плуг, а глаза упираются в хвост быка думать о Том, Кто дал тебе эту землю, сложнее, чем когда руки свободны и глаза смотрят на небо. Говоря иначе, основной идеей любого праздника является известное многим выражение: «Помни Создателя». Греховная память склонна забывать самое главное, а точнее – Самого Главного.

В настоящее время, каждую осень многие церкви евангельских христиан отмечают праздник жатвы, и эта добрая традиция уходит корнями глубоко в ветхозаветную историю, о которой мы уже упоминали. Тогда, непосредственно с урожаем было связано 2 праздника: «Праздник первых плодов» (март-апрель) просьба о ниспослании благословений, и «Праздник жатвы» (сентябрь-октябрь) – благодарение (Исх.23:16). Празднование было обязательным и символизировало: 1) спасение от рабства в Египте; 2) заботу Бога о Своём народе; 3) благодарность Богу за урожай.

Основную составляющую череды жатвенных праздников можно было бы записать в виде следующих фраз: «мы помним», «мы просим», «мы благодарим», что являло собой некое подведение итогов. Примечательно, что «Новый год» Израиль отмечал именно осенью. Гордон Макдональд в своей книге «Как упорядочить свой внутренний мир» пишет, что каждому христианину необходимо снова и снова возвращаться к трём основам успешной жизни:

Взгляд назад – «Что сделано?»;

Взгляд наверх – «Как к этому относится Бог?»;

Взгляд вперёд – «Что от меня Бог хочет теперь?».

Как видим, эти мотивы духовного планирования созвучны тем, что мы находим у Израиля. Говоря о жатве и Новом Завете, мы не находим обязательных предписаний праздновать сбор урожая, но образ жатвы и земледельца часто используется Иисусом Христом и апостолами. Более всего Новый Завет обращает внимание на истину о предстоящем Суде-«Жатве», на которой вес будут иметь те, кто принёс «добрый плод» в своей жизни, что возможно только посредством веры в искупительную жертву Иисуса Христа.

Сегодня «Праздник жатвы» в евангельских церквях представляет собой некий синтез непреходящих идей Ветхого и Нового Заветов. Он включает в себя и провозглашение грядущего суда, и призыв к ответственности (плодоношению), и ниспрашивание благословений, а также является жестом благодарности Богу за полученные блага. Под благами обычно подразумевают продукты земледелия, на которых далеко не заканчиваются благословения Божьи. Стоит отметить как положительный опыт, что однажды в одной из евангельских церквей во время праздника жатвы автор статьи слышал призыв благодарить Бога за людей, которые рядом с нами. Чем не повод к благодарению?

Но что есть «благодарение»? Мы хорошо знаем, что такое формальная благодарность, и мы часто к ней прибегаем. Нам просто известно, что в определённой ситуации надо произнести «спасибо». Мы к этому приучены: «когда бабушка даёт тебе конфетку надо говорить “спасибо”» и т.п. Но сказанные «спасибо» или «благодарю» далеко не всегда отражают наше внутреннее состояние. Каждое новое поколение всё меньше и меньше ориентируется в этих понятиях. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны» (2Тим. 3:1,2). Благодарность невозможно из себя выдавить, она не придёт сама собой. Сами собой, как правило, приходят неблагодарность и хамство, поскольку человечество испорчено, а точнее сказать греховно. И не стоит питать иллюзий, что горький опыт научит чему-то людей без Бога.

К благодарности нужно стремиться, к ней нужно приходить снова и снова. Это как упражнение, для освоения которого нужна тренировка. Поэтому в Библии много прямых и косвенных призывов к благодарению. А если нас куда-то зовут, значит, есть дорога, по которой можно туда прийти. По мнению автора статьи, благодарность – это осознание того, что с тобой поступили лучше, чем ты заслужил или так хорошо, как имели право не поступать. Это осознание суверенности дающего. Честное размышление о наших заслугах перед людьми, а особенно перед Богом, и сопоставление их с тем, что мы в действительности имеем, может исполнить наше сердце благодарностью. Но возникает вопрос: захотим ли мы об этом размышлять? Возможно, будем, когда потеряем, но зачем дожидаться этой потери? Оцените сегодня. Благодарите сегодня. Брюс Уилкинсон рекомендует в конце дня в молитве вспомнить 10 деталей прожитого дня, за которые вы могли бы смело поблагодарить Бога. 10 это легко, 20 – легко. Я уверен вы способны на большее.

Итак, подходят к концу осенние дни, в которые народу Божьему предписывалось когда-то воздавать должное Создателю. И пусть сегодня не закончится твоё активное благодарение вместе с окончанием жатвенных праздников. Подведите итоги, воздайте хвалу Спасителю и наметьте путь добрый.

Да благословит вас Господин Жатвы!

Аркадий Лазненко

Октябрь 2004 г.

Hosted by uCoz