Интервью с Рувимом Степановичем Волошиным

Родился в 1962 г. в Молдавии в г. Бельцы, где провел свои детские годы и закончил школу. В 1977 г. совершил покаяние, а в 1978 г. в возрасте 16 лет крестился. Там же начал готовить свои первые проповеди. Перед уходом на военную службу поступил в строительный техникум, который закончил уже после армии. В 1987 г. отправился на служение в Читу, где через полгода был избран на пасторское служение, а через месяц рукоположен. В 1993 г. избран старшим пресвитером, а через три года приглашен на служение в Москву руководителем миссионерского отдела. С 1996 г. – заместитель Председателя Российского Союза ЕХБ по миссионерскому служению.

Россия – это страна, которая по своей площади превосходит все страны мира. В ней очень много уголков, где нет церквей, проповедников, миссионеров. Как, по-вашему, почему лишь немногие берут на себя этот труд?

Думаю, что лишь немногие отваживаются на это служение, потому что, во-первых, об этом и знают немногие. Во-вторых, те миссии, которые уже были, дали повод думать, что человек, отзывавшийся на этот труд, будет всем обеспечен. И эта мнимая видимость смущает тех, которые хотели бы потрудиться. Ведь их вроде как покупают, а они не хотят продаваться. А те, кто хочет идти, разочаровываются, когда сталкиваются с трудностями или с условиями, которые были приукрашены. Но, скорее всего, основная причина отказов в том, мы даём мало информации о существующих проблемах. С другой стороны, в самих церквях мы должны больше рассказывать о миссии, делать её более популярной, говоря о том, в чём заключается наше служение, как молодёжь могла бы трудиться для Господа и чем могла бы быть полезна. Я считаю, что у нас есть уникальная возможность совершать служение в самых отдалённых уголках страны, имея при этом государственную поддержку. И этому стоит посвятить себя.

Сегодня в нашей стране очень много богословских учебных заведений, где ведётся обучение будущих миссионеров. Однако, заканчивая их, не все выпускники ими становятся. Что мешает им в этом случае, и какие причины наиболее значимые?

Думаю, что основная причина кроется в самих школах или на уровне церквей. Мы сами должны обучать молодёжь, как Бог может призывать, как Бог призывает, как человек должен в этом случае поступать, какие последствия ждут его, если он проигнорирует этот призыв, и как Бог будет благословлять, если человек отзовётся. Потому что дать настоящие знанияэто ещё не значит обеспечить человека вдохновением на служение. По-моему, большинство наших библейских школ наоборот, вооружая человека знаниями, делают его беспомощным перед лицом мира, который хвалится своим образованием, своим интеллектом, своим цивилизованным уровнем. На сегодняшний день нам нужен не столько институт образования, сколько институт наставничества. И обучать стоит тех людей, которые уже вовлечены в служение. Я не говорю об ущербе в образовании, скорее всего, ошибка в нашем мнении о том, что образование наделяет людей мужеством на служение. Но мужеством на служение может наделять лишь Господь и воительство Духа Святого. Поскольку этот момент был нами упущен или проигнорирован, мы и сталкиваемся сегодня с этими проблемами.

Ранее в России культивировался приоритет: Бог, служение, семья. Сегодня приоритет смещается: Бог, семья, служение. Вы понимаете, что такой середины быть не может. Ваше мнение по этому поводу.

Вопрос очень деликатный. Но могу сказать, что если человек не умеет строить отношения в семье, не умеет убедить или вдохновить жену на служение, или добиться ее помощи, он, на мой взгляд, не может быть хорошим служителем. Потому что если он не умеет объяснить, обосновать, убедить, вдохновить самых близких людей, то о каком влиянии можно говорить вообще. Да, чем реже встречаешься с людьми, тем интереснее ты для них становишься, но мы говорим о личном примере, и поэтому важно, чтобы служитель понимал это. Отношения с Богом всегда должны быть на первом месте и для мужа, и для жены. Второе – это отношение в семье. И на третьем – церковь. Думаю, что церковь перейдёт на второе место тогда, когда жена будет полностью разделять жребий служения с мужем.

На территории всей нашей страны проходят пасторские конференции. Общеизвестно, что своими средствами мы не в состоянии поддерживать те программы, которые у нас осуществляются. Только ли бедность является причиной этого? Может быть, эти программы просто неактуальны? Или, в конце концов, мы просто не правильно понимаем учение о жертвенности?

Во-первых, как бы там ни было, мы привыкли, чтобы нам всё оплачивали. Поэтому мы ездим, в основном, именно на такие конференции. Во-вторых, если бы люди заранее знали о конференциях, об их программах, знали бы докладчиков, которые будут вести лекции, семинары, то для их проведения не были бы нужны спонсоры. В-третьих, я отнюдь не думаю, что на конференциях самое важное условие – это зал, в котором мы собираемся, или комнаты, в которых мы спим. Проведённый в этом году конгресс показал, что люди готовы спать в спальниках и палатках. Самое главное, кто будет нести Слово Божье. Нынешнее обилие конференций заставляет нас подходить к их подготовке более тщательно. Всё это в совокупности позволяет сделать вывод, что наши конгрессы нужны, важны, и будут посещаться. Другое дело, когда люди заранее знают о конференции, о её программе. В этом случае они будут выбирать ехать на неё или нет. Что касается актуальности тем, то мне хочется привести в пример иностранных проповедников – наших братьев, которые показывают нам иные аспекты решения каких-то проблем, в то время как мы часто делаем ошибку, ссылаясь на методы. Например, когда сегодня они говорят о святости, то действительно понимаешь, что святость важнее нашей суеты или организованности. Мы не увидим Господа, если не будем святыми, и вся «пыль» суеты окажется напрасной.

Рувим Степанович, какой способ благовестия в России сегодня является основным?

Безусловно, был и остаётся метод личного благовестия или метод свидетельства жизнью. Не стоит также отказываться от массовых евангелизаций. Во-первых, они позволяют нам заявлять обществу о силе или организованности евангельских церквей. Во-вторых, они вдохновляют и организовывают наших верующих. Однако метод личной евангелизации должен иметь некоторые примеры. Поэтому стоит обучать этому в церквях и делать это систематично. Во всяком случае, в каждой церкви должны быть ответственные за благовестие. В-третьих, метод, который действительно работает – это социальное служение. Оно дает обществу возможность заметить церковь, увидеть, что это не сборище эгоистов, которые сами по себе поют и развлекаются. Именно это служение позволяет нам поделиться тем, чему Господь научил нас, чем вдохновил и наполнил. Тогда мы не будем похожи на мёртвое море, которое только получает и ничего не отдаёт.

Как, на ваш взгляд, можно привлечь интеллигенцию, людей власти для следования учению Христа с последующим преображением их к жизни вечной?

Для того чтобы привлечь интеллигенцию, нам нужно находиться среди неё, т.е. работать там же, где работают они, учиться, там же, где учатся они, повышать свой уровень, даже если мы имеем одно высшее образование, идти и получать второе, и никогда не бояться быть там же, где и они. Мы как-то определили для себя христианские сферы: кочегарки, дворницкие и прочие дежурки, а всё остальное время оправдываемся, что служим для Господа. Но служением я считаю и операционную палату, и кафедру психологии или философии, и, вообще, что угодно, даже преподавание креационизма. То есть мы не должны стыдиться высоких светских аудиторий.

Другая сторона – это наше влияние через СМИ, которое будет эффективным лишь тогда, когда будут звучать добротные радио- и аудио-передачи, транслироваться телевизионные программы, когда будут замечательно поставлены спектакли, которые будет смотреть интеллигенция и люди, не идущие в церковь. Кроме того, необходимы книги, позволяющие увидеть христианство и Русь, Российское общество в новом свете, которые могли бы написать наши благословенные братья и сёстры. Если бы наша молодёжь шла учиться на журналистов, она позволила бы сделать христианство более популярным не через заказные статьи, а с помощью естественного обзора событий того или иного региона. Невозможно через какую-то одну сферу достучаться до сердец людей, которые слишком сильно заняты своими научными разработками, изысканиями или увлечены работой, карьерой; они никогда не предполагают прийти к Богу и не будут искать, как это сделать. Поэтому мы должны сами искать эти пути, методы, форму общественного или бытового влияния.

Что вы можете посоветовать молодёжи для того, чтобы устоять духовно и быть успешными в благовестии, учась в светском учебном заведении, работая в высокой компании, занимаясь бизнесом?

Во все времена в молодёжи ценилась независимость, самостоятельность и оригинальность. Являясь христианином в сегодняшнем обществе и сохраняя такие качества, как верность, честность, благородство, мы будем оставаться с одной стороны оригинальными в любой аудитории, а с другой стороны – влиятельными. Потому что, так или иначе, сегодняшнее общество, а особенно молодёжь, воспитанная на Интернете и размытая в нравственности жёлтой печати, старается выглядеть как можно вульгарнее или, может быть, современнее, при этом забывая основные принципы Библии. Тем самым, мы становимся похожими на попугайчиков или на обезьянок, копирующих окружающий мир. Безусловно, если наша молодёжь будет учиться и при этом сохранять верность Евангельским принципам, она может оказать влияние. Я считаю, что христианская молодёжь может влиять на сверстников именно своим образом жизни, своим мышлением, своими подходами. Мы не должны бояться Интернета, но в то же время должны знать, где в нем ходить. Мы не должны бояться прессы, но мы должны знать, что читать.

Я тоже учился, жил в общежитии, и не понаслышке знаю ценности молодёжи. Понимаю, что со временем многое изменилось, но молодёжь всегда хотела испытать всё. Но молодость проходит быстро, и не всё из того, что ты испытал, полезно. Всему свое время, и глупо подражать друг другу. Сенека в своё время сказал: «Спеши делать дела, от которых в конце жизни не будет стыдно». Хотелось бы, чтобы наша христианская молодёжь оставалась в глазах своих сверстников чистым, светлым образом, о котором будут потом вспоминать. Это приходит со временем, но чтобы это получилось, нужна твёрдость характера, терпение и верность Евангелию.

Какие принципы побудили бы сегодня церковную молодёжь, которая с детства знает о Христе, была воспитана в христианской семье, к активному служению?

Единственный принцип, который я хочу напомнить: «Если не вы, то кто?». Чувствуйте на себе ответственность. Господь дал вам такие замечательные условия церковь, в которой вы воспитывались, близких, которые за вас молятся, друзей, которые вас любят. Такие условия имеют не многие. И если вы видите и цените эти отношения, эту Божью заботу о себе, значит, Он готовит вас для служения. Кто позаботится о тех гибнущих, которые недалеко от меня, они не имеют покоя, рассуждают о бесполезности и бессмысленности жизни. Поэтому я считаю, что стоит жизнь свою посвятить для других. Начинать нужно со сверстников, не нужно думать о глобальном, действуйте вокруг себя, там, куда вас Бог поместил сегодня.

- И, наконец, ваше пожелание молодежи Башкортостана и всей молодежи в целом.

- Придет день, когда Бог доверит вам большее, чем вы сегодня делаете. Но сегодня продолжайте то малое, что Господь вам доверил. Что может рука твоя делать, делай для Него не жалея сил. И да благословит вас Господь!

- Спасибо большое за беседу и пусть И Вас так же благословит Господь в Вашей работе, работе во благо Российского братства, во благо расширения царствия Божьего на нашей земле.

Беседовал Александр Сальников

Ноябрь 2004 г.

Hosted by uCoz